Страх

Старший монах, который только начал работать в храме, пришел к Java-мастеру в отчаянии:

- Мне поручено было добавить несколько дополнительных возможностей в Систему Обработки Заказов Имперского Башмачника, но я не могу понять, как она работает. Логика распределена среди множества программ, разработанных с помощью кардинально различных технологий. Вместо того, чтобы создавать общие инструменты, автор просто копировал куски кода, в которые нередко вносил едва уловимые изменения. Фоновые процессы выполняют поиск и изменение данных в базе без каких-либо задокументированных причин, и сама база данных меня не слушается: простое обновление одной таблицы может повлечь за собой множество добавлений и удалений строк в других таблицах.

- Что ж, у тебя есть два пути, - сказал Java-мастер. - В первом ты вносишь только необходимые тебе сейчас дополнения и быстро завершаешь задачу. Во втором ты берешься решать сложную задачу рефакторинга структуры системы. Что же ты выберешь?

Монах, смутившись, поклонился: - Я не уверен. Сейчас я боюсь трогать что-либо, таким образом невежество мое оправдывает мое бездействие.

- Страх дает крепкую защиту, но слабый клинок, - кивнул Java-мастер. - Чтобы сокрушить твой страх, мы должны рассеять твое невежество.
С этим он сдвинул створку окна и указал на лес вдалеке.

- Следуй в горы дорогой Белой Крапивы в течение трех дней, и ты найдешь хижину на вершине. Там пребывает ученый брат, который хранит копии документаций наших клиентов. Он даст тебе совет, как лучше построить систему.

Монах сделал, как было велено, и на закате пришел к хижине, подобной которой он еще никогда не видел.

Было видно, что она начала свою жизнь в виде каменной хижины на самой вершине утеса, но теперь три новых крыла из грубо порубленной сосны, отделанной дубовой корой, спускались с утеса и заполняли пространство. За ними были открытые аллеи и лестницы, ведущие к дюжинам комнат, опирающихся на диагональные сваи, которые едва держались на шатких выступах далеко внизу.

За комнатами вдаль простирались другие пристройки, сделанные из бамбука, искривляющиеся во все стороны. Выходящие из-под них съезды и лестницы вели к обособленным комнатам, которые висели на канатах и были сделаны в основном из тростника и соломы. Все было перевязано веревками, прикрепленными к подоконнику и к флюгеру, как будто какой-то огромный паук поймал сотню хижин в свои сети. Вся конструкция головокружительно раскачивалась от легкого бриза и поскрипывала.

Монах немного постоял, раскрыв рот. Потом пришел в себя и стукнул в гонг.

Из дальней комнаты вышел отшельник. Он то взбирался по канатам, то спускался по крышам, затем исчез за задней бамбуковой дверью и наконец появился перед дверью хижины.

- Какие новости ты принес мне из храма? - спросил отшельник. - Меня наконец-то отзывают домой?

Монах признался, что не принес таких новостей.

Отшельник понурился.
- О я несчастный! До тех пор пока меня не отзовут, мне наказано расширять эту хижину дальше по склону утеса, чтобы было где хранить растущие архивы временных файлов из храма. Годами я делал это, честно и беспрекословно, в надежде однажды заслужить благосклонность мастера и вернуться из изгнания. Но я признаю, что моя работа становится труднее с каждым прошедшим сезоном. Зимой снег так сильно давит на крыши, что бамбуковые сваи начинают прогибаться, а летом я должен сражаться с сороками, чтобы они не вили гнезда в моих соломенных стенах. Между прочим... ты, я надеюсь, не подвержен аллергии? Пыльца? Аллергия на пыльцу? Однажды я видел, как семь комнат разрушились и упали с утеса из-за сильного чиха...

- Но это же безумие! - воскликнул монах. - Теперь, когда ты приблизительно знаешь, сколько комнат тебе нужно, разве не лучше снести это чудовище и начать заново?

- Чепуха! Представь, сколько времени займет такой труд, и сколько неудовольствия может вызвать этот процесс у моего наставника! Как я объясню необходимость удаления комнат вместо добавления новых? Мое изгнание может быть увеличено еще на десять лет! Нет, гораздо безопаснее делать только то, что было приказано. В любом случае, я понимаю структуру этой хижины достаточно хорошо, знаю сильные и слабые места. И пока я хожу на цыпочках и отказываюсь от перца, риск пуститься в долгий полет вниз достаточно низкий.

- Но достаточно о моих делах, ученый брат. Если тебя послали не для того, чтобы позвать меня домой, то тебе должна быть нужна моя помощь, чтобы понять структуру Системы Обработки Заказов Имперского Башмачника. Многие подобно тебе приходили ко мне с этой целью, ибо это я написал ту систему.

Монах молча поклонился и стал спускаться назад вниз по дороге. Он уже получил от отшельника обещанное просветление.

thecodelesscode.com/case/33

@темы: переводы